Актуальные новости и события отрасли светопрозрачных ограждающих конструкций и дверей: самые передовые технологии и решения.
Услуги ламинации для оконщиков ДВ-региона

Российский аналог Кремниевой долины. Куда все это провалится

/ 23.11.2010
Говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, а лицо принимало самое довольное выражение.

Н.В.Гоголь, “Мертвые души”.

А куда вы здесь “Глонасс” поставите?

С.Иванов, заместитель председателя Правительства РФ.

Год назад российскими политиками был разработан очередной план спасения страны от продолжающейся третье десятилетие деградации и выхода российской экономики на “качественно иной уровень развития”.

В качестве панацеи был предложен центр по серийному производству научных изобретений, а за шаблон для реформирования была взята так называемая “Силиконовая долина”, прославившаяся сосредоточением на своей территории резиденций ведущих мировых IT-корпораций и кремниевыми полупроводниками. Подобные настроения вызвали большую волну недовольства со стороны мыслящей части общества и породили раскол последнего на два враждующего лагеря. Далее, как все помнят, скептики были объявлены врагами человеческого прогресса, а чиновники приступили к реализации нового мега-проекта. А зря. Критика несогласных была вполне обоснована и к ней, наверное, стоило бы прислушаться.

Вообще на политико-экономической карте мира существует великое многообразие стран, не имеющих собственных аналогов “Кремниевой долины”, и, тем не менее, в десятки раз превосходящих по благосостоянию своих граждан США со всеми их нефтедобывающими колониями вместе взятыми. По мнению подавляющего большинства ученых-экономистов, секрет такого успеха лежит на поверхности и заключается в простом совершенствовании уже выработанных за десятилетия навыков и умений. К примеру, для Англии и Германии такими преобладающими видами деятельности является машиностроение, для стран азиатского региона – электроника, для США – спекуляция и менеджмент. Как известно, указанные страны больше всего преуспели именно в этих областях, поскольку другие сферы их особо и не интересовали.

Что касается современной России, то для нее традиционными видами хозяйствования являются распечатывание и тиражирование разного рода справок, купля-продажа чиновников и участие в выборах. Несмотря на то, что с таким набором деловых инструментов не то, что “Силиконовую долину”, но и собачью будку сколотить весьма проблематично, чиновников это не останавливает. Напротив, настроения отечественных бюрократов на этот счет, вопреки неписаным законам мироустройства и здравой логики, весьма оптимистичные, о чем свидетельствует и чиновничий лексикон, в котором наряду с уже привычным сочетанием “русская Силиконовая долина”, все чаще стало встречаться новое – “американское Сколково”.

Построят, или распилят

В самом общем виде будущий центр представит собой специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия для осуществления научных исследований и разработок. Организации Сколково станут заниматься проблемами энергоэффективности, энергосбережения, в том числе решать вопросы разработки инновационных энергетических технологий, осуществлять разработки в области ядерных технологий, телекоммуникаций и навигационных систем, включая создание соответствующей наземной инфраструктуры. Кроме того, сферу интересов сколковских переселенцев составят медицинские технологии, в том числе создание новейшего оборудования, лекарственных средств и революционных методов врачевания, а также стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Предполагается, что создание такого центра позволит объединить усилия государства и частного бизнеса для скорейшего появления новых инновационных разработок и их коммерческой реализации. В свою очередь решение поставленных перед центром задач станет стимулом для развития инновационной сферы в целом и формирования в Российской Федерации качественно новых конкурентоспособных исследовательских коллективов.

Один из возможных и наиболее правдоподобных вариантов развития событий заключается в том, в Сколково действительно будут производиться научные изыскания и разработки, но только далеко не российскими компаниями и отнюдь не в интересах ускоренной модернизации отечественной промышленности. Скорее всего, отстроенные за деньги налогоплательщиков и за их же счет обслуживаемые комплексы будут за бесценок арендованы теми, кто уже имеет успешный опыт продаж в сфере высоких технологий. За неимением таковых продвинутых субъектов в условиях российской действительности, Сколково запросто может перейти под протекторат зарубежных IT-корпораций, планы которых в отношении девственного рынка третьесортных стран в настоящее время приобретают все более агрессивный характер.

Прежде всего, российский “аналог” привлекателен тем, что здесь не нужно будет тратиться на инфраструктуру и запуск промышленных мощностей в виде разнообразных университетов, внедренческих площадок, лабораторий и опытных предприятий. Корпорации придут на все готовое, а иначе существует большой риск того, что не придут. Второе преимущество – практически бесплатная рабочая сила, которую можно будет использовать и утилизировать в буквальном смысле этого слова по месту прописки. Опять же, исключаются излишние затраты на переезды специалистов, оформление виз и прочих зеленых карт, а также на выплату “подъемных”. Разумеется, обеспечить потребности вновь построенных институтов и исследовательских центров в высококвалифицированных специалистах Россия сама по себе не сможет по причине банального дефицита таковых.

По этой причине искать специалистов придется за рубежом, что также весьма практично с точки зрения “аппетитов” китайских и индийских выпускников колледжей и университетов. При этом все расходы на переезд и обустройство иностранных ученых на новом месте возьмет на себя, опять же, российский бюджет. Более того, ранее подписанным законом устанавливается, что с иностранных граждан, заключивших договор на выполнение работ с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов государственная пошлина не взимается как за выдачу разрешения на работу, так и за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию. Выдача и продление срока действия визы также будет возложено на плечи налогоплательщиков.

К слову, для ученых и специалистов из-за рубежа в иннограде создадут несравненно более комфортные условия для участия в проекте, нежели для отечественных ученых. Сейчас уже подписано соглашение о сотрудничестве Федеральной миграционной службы и Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, направленное на максимальное упрощение порядка оформления приглашений на въезд и разрешений на работу иностранным гражданам, которые будут работать в Инновационном центре “Сколково”. При этом иностранным спецам обеспечат условия для переезда в инноград вместе с семьями. Это будет реализовано путем  предоставления членам семьи высококвалифицированных работников разрешений на въезд без применения соответствующих квот.

Наконец, главное преимущество, которое наверняка “оценят” инновационные компании, разместившие свои офисы в “Сколково”, заключается в получении практически беспрецедентных налоговых поблажек и отсрочек. Так, согласно законодательству, организациям-участникам проекта предоставляются льготы по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на имущество организаций и земельного налога.

Налоговый рай

Помимо многомиллиардных затрат на строительство инновационного города “Сколково”, которые даже по самым радужным прогнозам экономистов нельзя будет окупить и за десятилетие, государственную казну в обозримой перспективе ожидает еще целый ряд “инновационных сюрпризов”. Одна из таких новелл заключается в том, что наше государство с одному ему присущей отвагой и щедростью наотрез отказалось от налогообложения высокотехнологичных проектов. Статьи казенных доходов, по большей части обеспечивающие в западных демократиях потребности армии, флота и бюджеты вооруженных акций по всему миру, в России признаются недействующими “до момента достижения определенного уровня окупаемости вложений в проводимые исследования либо до момента утраты статуса, предоставляющего право применять такие налоговые льготы”.

В соответствии с “инновационным” законодательством, организация-участник проекта получает право на освобождение от обязанностей плательщика НДС в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта. Правда, это освобождение не касается ввоза товаров на таможенную территорию РФ. От налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с федеральным законом об инновационном центре и получившие статус участников проекта. От уплаты земельного налога освобождаются организации, признаваемые управляющими компаниями, в отношении земельных участков, предоставленных для выполнения функций, возложенных на эти организации в соответствии с законом, в том числе по организации исследовательской деятельности и содействию ее осуществлению.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра, предоставляются субсидии на возмещение затрат по уплате таможенных платежей. При этом под таможенными платежами подразумеваются таможенные пошлины и НДС при ввозе товаров. Эти субсидии предоставляются в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Также организации-участники проекта получают право уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по пониженным ставкам. Это право дается им на 10 лет со дня получения статуса участника проекта. Буквально это означает, что организации-участники проекта станут платить только страховые взносы в  Пенсионный фонд РФ в размере 14 %. В свою очередь в Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования ставки страховых взносов составят 0 процентов. При этом все выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с пониженными тарифами страховых взносов для организаций-участников проекта станут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Более того, предоставив предприятиям, размещенным в иннограде, формальную свободу и разделив их на юридически независимые друг от друга конторы, можно будет получить еще ряд всевозможных льгот административного плана. В частности, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с законом об инновационном центре “Сколково”, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета при условии, что годовой объем их выручки от реализации товаров не будет превышать 1 млрд. рублей. При этом они станут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Странное решение


В общем и целом получается довольно неприглядная картина. Первое, что заставляет сомневаться в успехе “Сколково” - выбранное чиновниками направление расходования инвестиционных средств. Действительно, для того чтобы окончательно развеять, или напротив подтвердить скептические настроения насчет перспективности нового национального проекта, достаточно посмотреть, на что конкретно пойдут запланированные государственных инвестиции, размер которых составляет ни много ни мало 100 с лишним миллиардов. Эти деньги планируется освоить в рекордно короткие сроки, то есть всего за пару лет. При этом главные расходы обусловит далеко не основание новых институтов и лабораторий, а строительство жилья для специалистов. Причем по оценкам застройщиков стоимость такого жилья превысит средний рыночный уровень в 3-4 раза. Создание рабочих мест для разного рода контролеров и счетоводов от государства также составит довольно ощутимую статью расходов.

Второе, что бросается в глаза, так это механизм построения “аналога”, который будет в корне отличаться от того, что был задействован при создании самого прототипа. Как известно, “Кремниевая долина” явилась результатом тесного союза творчески одаренной научной молодежи с воротилами финансового капитала Америки, не побоявшимися дать студентам миллионные кредиты на осуществление не то, что рискованных, но для многих и вовсе непонятных проектов.  При этом ни о каком административном вмешательстве, а уж тем более финансовом участии государства в развитии американского инновационного центра речи никогда не заходило. Государство появилось гораздо позже – когда проекты стали приносить прибыли и появилось основание для налогообложения научной деятельности. В случае же со “Сколково” все оказалось перевернутым с ног на голову. Свобода экономической деятельности в этой сфере была заменена созданием на трехстах гектарах сотен должностей и рабочих мест для чиновников с “чрезвычайными” полномочиями, а рискованный и инвестиционный характер деятельности был низведен до бездумного и неэффективного распыления бюджетных средств.

Конечно, нельзя сказать, что “Кремниевая долина”- явление исключительное и во всех отношениях уникальное. Ее дублирование вполне возможно даже при несоблюдении тех условий, в которых создавался и развивался сам оригинал. В действительности ускоренное развитие науки и повсеместное внедрение инноваций вполне может происходить и в условиях усиленного надзора со стороны контролирующих органов. Опыт США и СССР, которые за год тратили на обучение военных дельфинов в сотни раз больше, чем какая-нибудь аграрная Франция могла себе позволить тратить на образование своих граждан за 50 лет, это наглядно демонстрирует. Зловещие ядерные империи, чей научный потенциал целиком и полностью был направлен на наращивание военной мощи, тем не менее, успешно внедряли новые “мирные” технологии и в гражданскую промышленность.  Но здесь следует помнить о таком немаловажном аспекте, как государственный заказ. Именно этот самый заказ, в конечном счете, и приводит к выполнению намеченных планов и появлению новейших технологий в экономике. Что касается российской экономической действительности, то при фактическом отсутствии в нашей стране какого бы то ни было промышленного производства, за исключением ряда отраслей, формирование спроса на инновации, а, следовательно, и госзаказа представляется практически невероятным.

Не в меньшей степени здесь смущает также и то, что форсированное вливание государственных средств в новый проект непременно повлечет за собой уменьшение финансирования всех прочих научных организаций и предприятий, выживших в постперестроечные годы. Так, уже сейчас государство заявило о сокращении на 30 процентов бюджета Российского фонда фундаментальных исследований и ряда других субъектов, занятых основополагающими научными проблемами. С другой стороны понятно, что без развития фундаментальной науки не будет никаких результатов и в прикладных отраслях. Другими словами, заработать на спекуляциях готовыми гаджетами и технологиями в условиях нищеты российских лабораторий не получится.

При этом, даже в том случае, если данный сверхзатратный во всех смыслах проект удастся реализовать на практике, что маловероятно, учитывая практику реализации всех предыдущих национальных приоритетов, Россия от этого ровным счетом ничего, кроме убытков и дополнительных финансовых обязательств, навязанных на и без того дефицитные статьи федерального бюджета не получит. Территорию иннограда поделят между собой американские корпорации и их, опять же, заграничные франшизы, а лаборатории и институты займут китайские студенты-практиканты с их демпинговыми настроениями в части заработной платы и непомерным желанием получить опыт работы в филиалах ведущих IT-компаний.

Источник: www.klerk.ru


Версия для печати
Оценить материал:  
Средняя оценка:
$i
$i
$i
$i
$i
[3.66 / 4 голоса]
Просмотров: 2662
Ваше имя
Эл. почта
Введите защитный код
Текст сообщения


Профильная система GREENWICH - точка отсчета!